Борис Жуков (bbzhukov) wrote,
Борис Жуков
bbzhukov

Categories:
  • Mood:

Грушинский № 3

Если кто-нибудь захочет составить эстетический уголовный кодекс (в смысле – реестр преступлений против художественности) – пусть свистнет. Я напишу туда статью «Ансамбль авторской песни». Потому что это не жанр и не номинация, а состав преступления. Или диагноз.
А пришла мне эта мысль в голову в тот момент, когда я слушал выступление владивостокского ансамбля «Ключ» – единственного лауреата Второго канала-2007. (Слушал, впрочем, еще и в кошмарном сне не представляя, что их могут сделать лауреатами и лишь недоумевая – зачем их на «Находки дня»-то выпустили?). Это ж надо было ухитриться – выкинуть из «Баллады о борьбе» Высоцкого всю ярость, смак, темперамент, вообще все живое! И ради чего? Ради того, чтобы нежные девичьи голоса мечтательно выводили «...и когда ты без кожи останешься вдру-у-уг...»? В какой-то момент мне подумалось, что ребята делают... даже не пародию, а просто хохму. Вроде как мой первый учитель словесности, объясняя природу комического в литературе, предлагал нам на уроке читать по ролям «Волка и Ягненка» так, чтобы Волк говорил торопливым дрожащим тенорком, а Ягненок – вальяжно-приблатненно-презрительно. Но нет, все на полном серьезе, без тени юмора.
Между прочим, если кто забыл, Второй канал задумывался именно как зона, свободная от такого подхода к песне. То есть, конечно, вход на него никому не заказан, но вот как-либо поощрять этот упоенный процесс звукоизвлечения запрещалось категорически. Все, что угодно, – только не это.
Я не знаю, кто и из каких соображений решил, что это достойно лавров Второго канала. И не требую сознаться. Я только хочу, чтобы эти люди представили, что им нужно сообщить об этом Бергу. Что вот это – наши лауреаты. Все помнят, чтó он говорил о подобном пеньé?
Между прочим, безымянность решения – это тоже интересная новация. Логика потрясающая: перед выступлением каждого участника ЗК старательно перечисляются члены жюри, рекомендовавшие его на этот концерт (иной раз – для каждой его песни в отдельности), а кто же все-таки выбрал Единственного Лауреата – покрыто тайной. «Решение принято и всё!» В переводе на русский: мы приняли решение, за которое мы не хотим отвечать.
Процедура выбора лауреатов уже давно стала камнем преткновения для всего фестивального процесса. В этом году ее постарались гарантировать от ошибок: жюри составляет шорт-лист, передает на усмотрение Совета Канала, и уже он определяет лауреатов. В этом году таковых оказался всего один. «Мы решили быть принципиальными», – сказал по этому поводу Костромин. Видимо, в том смысле, что решили похерить разом все канальские принципы.
Кстати о принципах. В частных разговорах называлась некая версия столь удивительного выбора: дескать, надо как-то поощрять ансамбли. «Я не знаю, зачем и кому это нужно» (©), но если это правда – привет еще одному фундаментальному принципу Второго канала: «Не прогибаться!». Т. е. не руководствоваться никакими посторонними соображениями.
Могут сказать: да ладно, чего ты прицепился, конкурс – не главное и вообще – а кто, по-твоему, был достоин лауреатства? На последний довод мне ответить нечего. На Канале было много – очень много, десятки! – интересных, талантливых людей. Авторов, поэтов, исполнителей. Из разных мест – и по долготе-широте, и по типу и размеру населенного пункта. Многих мы уже знаем (некоторых довольно давно), но много и совершенно новых. Но вот такого, чтобы я с чистой совестью мог сказать «а вот этому обязательно надо дать лауреатство, не дадим – позор нам!» – такого в этом году не было ни одного.
Конкурс, конечно, не главное. Каждый все равно сам делает выводы о том или ином выступающем. Главное, чтобы мы услышали всех интересных, – и такая возможность была. А уж кому из них дадут глянцевую справочку... Не я ли сто раз повторял эти аргументы, защищая московские конкурсы, «ПетАккорд», Грушинский? Чего же я, в самом деле, тут-то разошелся?
Собственно, после того, как я в прошлом году во всеуслышание заявил, что более не считаю Второй канал своим местом, предъявлять ему какие-то претензии даже как-то неприлично. «Я четыре дня скакала за вами, чтобы сказать вам, что вы мне – все равно что бабушка, да еще и чужая!». Опять же, как известно, «наговорил – и отойди, не стой во всем этом, отойди к чертовой матери!»
Но не получается к чертовой матери. Слишком недавно все начиналось. Слишком хорошо помнится, что именно задумывалось. Слишком больно смотреть, как все это идет прахом.
Однако, видимо, придется привыкать. Три фестиваля подряд с безумными лауреатами никаких надежд уже не оставляют. Плюс органическая неспособность выполнить свои собственные решения. Помните, как после прошлого года все каялись, что допустили послабления в «сухом законе». И что же?
Ладно уж, чего там... «Надо жить, не надо вспоминать» (©). В конце концов, не я ли опять же писал, что Второй канал занял давно пустующую нишу общегородского слета? И в этом качестве он не то что пригоден, а почти идеален. Концентрация творческих сил, плотность событий – выше некуда (то есть можно, но тогда уже будет слишком обидно, что так много пропускаешь). Уровень отношений, качество человеческого контингента – завидные. Респектабельность, «светскость» – для полевого фестиваля максимальны. В этом году даже наметилась попытка межсубкультурного контакта – приехали ролевики, в том числе не кто-нибудь, а Скади. В ЗК, правда, не прошла, но «Лэ о Лутиэн» у костра желающие могли послушать. А как Чикина с Данским пели! А Дреганова! А новые стихи Изюбря! А что и как вообще народ у костров пел-читал-показывал... Даже этот злополучный «Ключ» – если отойти от первого шока, то станет ясно, что насчет «состава преступления» я, конечно, погорячился. Ну да, Высоцкого они, конечно, уделали по полной, Берга и Краснопольского им тоже лучше бы не петь, но Алабина-Швеца они исполняют вполне адекватно... В общем, прощай, несостоявшаяся альтернатива, здравствуй, очередной клон Грушинского. Исправленный, дополненный, экологически чистый...
...Сразу после «Ключа» на сцену вышла Светлана Ветрова, которой волею судеб пришлось закрывать этот концерт. И, не вступая в полемику, первой же песней подвела итог:
Гаснут, гаснут костры, спит картошка в золе.
Будет долгая ночь на холодной земле
И холодное утро займется,
Но сюда уж никто не вернется.
Ах, пани-панове,
Ах, пани-панове,
Ах, пани-панове, тепла нет ни на грош.
Что было, то сплыло,
Что было, то сплыло,
Что было, то сплыло, того уж не вернешь...

Как говорится, на этой оптимистической ноте...
Subscribe

  • Собираю сплетни

    В очередной раз обращаюсь к коллективному разуму френдов. Мне внезапно понадобились мифы о Дарвине. Не о его теории, а о нем самом (хотя, вероятно,…

  • Оригинальные поствакцинационные осложнения

    В самом начале прививочной кампании было во всеуслышание обещано: тем, кому в начале пандемии заблокировали проезд в общественном транспорте по…

  • Новости просвещения

    Как-то так получилось, что до меня почти одновременно дошли две новости: Первая: в Госдуму внесен проект поправок к закону "Об…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 141 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Собираю сплетни

    В очередной раз обращаюсь к коллективному разуму френдов. Мне внезапно понадобились мифы о Дарвине. Не о его теории, а о нем самом (хотя, вероятно,…

  • Оригинальные поствакцинационные осложнения

    В самом начале прививочной кампании было во всеуслышание обещано: тем, кому в начале пандемии заблокировали проезд в общественном транспорте по…

  • Новости просвещения

    Как-то так получилось, что до меня почти одновременно дошли две новости: Первая: в Госдуму внесен проект поправок к закону "Об…