Борис Жуков (bbzhukov) wrote,
Борис Жуков
bbzhukov

Categories:

Плоды прогресса

Моя коллега Катя Карсанова, прилежный кинозритель и тонкий наблюдатель, заметила: в современном европейском кино нет актрис – есть «секс-символы», параметры которых просчитываются на основании зрительских опросов и психологических выкладок, которых берегут и прячут (чтобы не дай бог студия-конкурент не прознала и не подобрала еще более тощую, плоскогрудую и инфантильную блондинку!), и которые в случае максимальной удачи оказываются не лицом десятилетия, а «лицом сезона». А результат? По опросам, самой популярной французской актрисой зрители назвали Катрин Денёв, которой в обед сто лет – стало быть, за все это время ничего яркого и запоминающегося не появилось. То есть технология, которая должна была обеспечить быстрое обновление зрительских симпатий, обеспечила их глухой застой. О качестве самих фильмов лучше не говорить – от французских комедий, которые умели быть одновременно изящными, трогательными и уморительно-смешными, не осталось просто ничего, не с чем даже сравнивать.
Я думал, это только я так воспринимаю современное кино... Причины, в общем-то, ясны: процесс попал в руки "эффективных менеджеров". Возможно, они способны обеспечить массовое, выгодное, гибкое и устойчивое производство конвейерных изделий по стандартной технологии. Но туда, где нужна штучная работа, «эффективных менеджеров» на пушечный выстрел подпускать нельзя.
Впрочем... Не то Рассадин, не то Сарнов цитировал чьи-то воспоминания о том, как вернувшийся из лагерей Заболоцкий доверительно говорил: я, мол, признаю, что социализм очень полезен для развития техники, но для поэзии он просто гибелен! Сегодня, пережив полную деградацию всех отраслей отечественного машиностроения, мы знаем: от того, что враждебно поэзии, технику надо беречь еще строже. Поэзия-то тварь живучая, ее до конца ничем не изведешь, а вот техническая мысль во враждебной среде дохнет.

Сравнение, впрочем, не ново: я услышал его пару лет назад на одной тусовке в ФОМе от Алексея Чадаева - идеолога "новых правых", а ныне члена Общественной палаты РФ. Он тогда с сочувствием заметил, что таких людей, какими были большевики в 1917 году, сегодня назвали бы "эффективными менеджерами". Я сказал, что действительно эти два феномена очень похожи, особенно по клинической картине результатов своей деятельности: сначала на управляемом ими объекте начинают твориться небывалые и завидные чудеса, затем долгое время вообще невозможно понять, что там происходит, а когда прозрачность восстанавливается, на месте объекта оказываются не просто руины, а радиоактивная пустыня, не поддающаяся никакой рекультивации...
Вот, собственно, и все. Остальное - в знаменитых статьях Ирины Лукьяновой "Убить менеджера" и "Убить менеджера-2":
http://old.russ.ru/culture/20050305_luk-pr.html
http://old.russ.ru/culture/20050314_luk-pr.html
Subscribe

  • Неотправленный коммент об искусстве

    Вообще-то это должен был быть коммент вот к этому посту многоуважаемой shakko.ru. Но пока я его писал, она отключила возможность…

  • Московский конкурс. Мои трофеи.

    Все-таки я не остался без подарков на нынешнем конкурсе. Ровно месяц назад, 19 февраля, на самом последнем прослушивании I тура самым последним…

  • Потрясающе красивые монстры

    Какие ассоциации рождает слово "беспозвоночные" у людей, не связанных непосредственно с биологией? Нечто бесформенное и скользкое, самого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments