Борис Жуков (bbzhukov) wrote,
Борис Жуков
bbzhukov

Category:
  • Music:

Эврика!

Пришел сегодня в "Билингву" на лекцию Бориса Дубина (если кто не знает - это известный социолог, один из ведущих сотрудников Левада-центра) "Культуры современной России". Послушал. И понял, что передо мной именно тот человек, которого я уже несколько лет ищу. Ищу, чтобы поговорить о том своеобразном состоянии российского общества, которое не дает мне покоя все последние годы.
Чтобы объяснить, о чем идет речь, просто приведу кусок из своей статьи, которую я пытаюсь написать уже несколько лет - и никак не могу:

"Журналистка Екатерина Карсанова, заметившая ту же картину в сфере досуга и распоряжения свободным временем, назвала ее "эффектом многожильного кабеля". В самом деле похоже: каждая жилочка тянется через весь мир, в ней гуляют потенциалы, мчатся электроны, любое событие, случившееся в некоторой точке, тут же становится достоянием всех остальных. Размах вроде бы гигантский, во всю планету, а толщина самой жилочки - доли миллиметра, и вдобавок она покрыта надежной изоляцией. Снаружи нипочем не узнать, сколь бурная жизнь кипит совсем рядом. Никакой утечки во внешнюю среду, никакого влияния жилок друг на друга.
Для кабеля это - признак его добротности, правильного устройства. Для общества - вряд ли.
Тут придется сделать длинную оговорку - иначе я рискую быть принятым за сторонника единообразия и единомыслия. Так вот, на мой взгляд, существование разных сообществ с собственными иерархиями авторов, деятелей и т. д. можно только приветствовать. То, что они не только не взаимодействуют, но и вообще в упор друг друга не видят - это, конечно, хуже. И не только для потрясающих творческих успехов (или хотя бы скромной учебы на чужих организационных ошибках), которые могли бы стать результатом такого взаимодействия, но прежде всего потому, что постоянная "варка в собственном соку" создает совершенно искаженную картину. Иногда это простодушная экстраполяция на все общество вкусов и мнений своей тусовки (тому, кто все-таки "заглядывает за заборы" - хотя бы читая журналы и чаты чужих для него сообществ, - регулярно приходится встречать ничего не говорящие ему имена с характеристиками "культовая фигура", "признанный лидер направления", "один из ведущих мастеров" или, на худой конец, "авторитетный знаток"). Чаще мир делится на узкий круг "своих" - и бескрайнюю человеческую пустыню вокруг, отношение к которой самих посвященных варьирует (в зависимости от их оптимизма и снобизма) в диапазоне от "посторонних" до "быдла". Что, конечно, имеет некоторые основания <...> но это отношение почти всегда мыслится как статусное: "чужие" - это не просто посторонние, но "неправильные", не понимающие, неполноценные. Те, кому не дано.
Куда хуже то, что такая структура фактически невидима извне. Человек, не входящий в то или иное сообщество, не только ничего не знает о том, что в нем творится - он не знает, что оно вообще существует и могло бы быть интересным ему".

Приятно было уже услышать из уст маститого социолога те же заморочки, которые я по-дилетантски сформулировал для себя. Не только и не столько про "многожильный кабель" (кстати, Борис Владимирович облекает все это совсем в другие метафоры - архипелаг удаляющихся друг от друга островов и т. д.), но и другие: про страну, населенную 145 миллионами случайно оказавшихся тут людей, про отсутствие у российских жителей ощущения собственной субъектности и т. п. Он, кстати, как и я разводит руками: у современной социологии и вообще гуманитарного знания нет сколько-нибудь адекватных инструментов для работы с этими феноменами. Но я не обольщаюсь: его незнание рядом с моим - это незнание ученого XVIII века, способного точно рассчитать движение любой планеты, но не знающего, как все это устроилось и заработало, рядом с незнанием дикаря, спрашивающего, почему вообще небесные светила вращаются. Так что мне будет что спросить у него - и может быть, я что-то еще пойму... или хоть допишу, наконец, эту злополучную статью.
Но в лекции Дубина было и такое, о чем совсем не думал - а теперь не могу отвязаться. По его словам, культурный человек - это тот, кто помнит прошлое и создает будущее. Так вот, современный россиянин не делает ни того, ни другого. "Чем вам запомнился уходящий год? - Выборами. - А что в них было особенного, как они повлияли на вашу жизнь? - Да ничего и никак. - А почему тогда они вам запомнились?" Люди молчат, потому что не осознают: выборы "запомнились", потому что были совсем недавно и еще не успели забыться, а больше просто ничего не было: год прошел - вспомнить нечего. Не было в нем героев (кроме известно какого, но о нем - особый разговор), поступков, событий - ничего из того, вокруг чего можно строить память об этом календарном периоде. Не было общественной жизни, жизни страны.
Что же до созидания будущего, то тут все еще проще: по опросам, 60% жителей России ничего для себя не планируют дальше, чем на месяц вперед. Точка.
Слушаю я это его и вдруг с ужасом осознаю: а ведь это уже и ко мне впрямую относится! Мне ведь 2007 год тоже вспомнить особо нечем - не в личном плане, а в плане общезначимых событий. С огромным трудом, с третьей попытки вспомнил две вехи: завершение "обезьянкина процесса" (Маша Шрайбер против теории эволюции) и экологические страсти, связанные с победой заявки Сочи на проведение Белой олимпиады. Всё!
И планы мои... Нет, ну есть, конечно, достаточно дальние, но их даты определены извне: типа вот будет в будущем году 200-летие Дарвина и 150-летие выхода "Происхождения видов", так надо не проспать, как чуть не проспали в 2007-м юбилей Линнея. Но год рождения Дарвина изменить нельзя, тут уж никуда не денешься. А там, где "деться" можно, мои планы либо никак не привязаны ко времени (типа "надо когда-нибудь все-таки написать серьезную статью про культуру ролевых игр"), либо действительно не простираются дальше двух-трех недель вперед. И главное, все они - текучка. Ни карьерных (занять должность, защитить диссер), ни творческих (написать книгу, освоить новые возможности в профессии - ну хотя бы научиться, наконец, работать для телевидения!), ни даже амбициозных потребительских (поменять квартиру, купить машину) планов у меня нет.
И что же, выходит, моя жизнь тоже развивается вне культуры?
В общем, ушел думать.

P. S. Там же, в "Билингве" известный географ Владимир Каганский предложил мне организовать круглый стол по отделению мух от котлет в "зеленой" идеологии: что действительно содействует или может содействовать сохранению природы, а что - предрассудок, иллюзия, дань неосознаваемым и никак не связанным с требованиями охраны среды установкам. Ну вот и очередной планчик есть. Правда, опять без конкретной временнОй привязки, но уж точно больше, чем на месяц.
Subscribe

  • Новости просвещения

    Как-то так получилось, что до меня почти одновременно дошли две новости: Первая: в Госдуму внесен проект поправок к закону "Об…

  • Природоохренительное

    Вчера по множеству ресурсов и каналов пробежала благая весть: в Подмосковье на основании нового закона впервые выписан штраф за некошеный борщевик.…

  • "Борьба за право писать плохо" или Надежда Ку-Ку

    Не могу не поделиться. Кемеровская поэтесса Надежда Кудрявцева-Кузнецова наверняка войдет в историю русской литературы. Но не своими стихами, а…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 46 comments

  • Новости просвещения

    Как-то так получилось, что до меня почти одновременно дошли две новости: Первая: в Госдуму внесен проект поправок к закону "Об…

  • Природоохренительное

    Вчера по множеству ресурсов и каналов пробежала благая весть: в Подмосковье на основании нового закона впервые выписан штраф за некошеный борщевик.…

  • "Борьба за право писать плохо" или Надежда Ку-Ку

    Не могу не поделиться. Кемеровская поэтесса Надежда Кудрявцева-Кузнецова наверняка войдет в историю русской литературы. Но не своими стихами, а…