Борис Жуков (bbzhukov) wrote,
Борис Жуков
bbzhukov

Categories:
  • Music:

Девушка с Межвуза

Слушали вчера участников межвузовского конкурса АП. В нашей обычной расстрельной тройке Костромина на сей раз заменял Каримов, остальные два соучастника – Зина Присталова и ваш покорный слуга – обеспечивали преемственность.

Участников было много – 23 номера. Даже если бы они все были дивно хороши, перепрыгивать каждые несколько минут в новый художественный мир довольно утомительно, а уж когда эти миры, мягко говоря, не очень художественные... Короче, к середине процесса мы уже вполне достигли нормального состояния члена жюри – выноса мозга.
Номером 15-м вышла симпатичная юная девушка. На голове – хайратник, на груди – фенечка с конопляным листом и двумя Че Геварами, прочий прикид тоже соответствует. Ну, думаю, сейчас начнется... Нет, девушка почитала стихи (на Межвузе, в отличие от собственно московского конкурса, есть номинация «Поэт») – совсем не поток сознания, вполне человеческие, местами даже изысканные. Мне она немного напомнила Изюбря трехлетней давности – то же ощущение «таланта навырост», которому пока маловато материала собственной жизни.
Потом выяснилось, что петь-то она все-таки будет. Успокоенный стихами, я уже не так боялся – и правильно: первая песенка блеснула сложной, но выдержанной ритмикой, точными незаезженными рифмами и даже кое-какой мыслью.
– И вторая песня – «Голосуй!», – объявила конкурсантка.
«Девочка, милая, ну зачем?! – мысленно скривился я. – Так все было хорошо, а сейчас ты все это зальешь сверху плохо зарифмованной абличиловкой! На второй тур мы тебя, конечно, все равно пропустим, но впечатление будет испорчено...» Мысленно вставив беруши и опустив наглазники, я приготовился пережить предлагаемое откровение.
Мои виртуальные средства защиты осыпались на пол на третьей строчке:
Мое сердце ушло и сказало «Я уже не вернусь»
И теперь у кого-то другого танцует в груди...

Пока я соображал, что происходит, с трудом сохраняя душевное равновесие под накатывавшимися волнами образов, набежал девятый вал – припев:
Голосуй – за свободную землю под закованным солнцем!
Голосуй – за сегодняшний ад и вчерашнюю смерть!
Голосуй – голос вещий с небес до тебя донесется:
Главное в жизни – ЛЮБИТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и СМЕТЬ!

И все – «и нет штукатурного неба и солнца в шестнадцать свечей». Нет привычной неловкости конкурсной ситуации, сравнения, оценок. Есть только стихия – не поэзии даже, а первобытного камлания, еще не расчлененного на искусство слова, искусство музыки и актерскую игру. Есть подлинность, несомненность человеческой души, ее яростного эмоционального выплеска, которым невозможно не заразиться, каковы бы ни были твои взгляды на политическую и социально-психологическую ситуацию в стране.
...Сейчас, набирая этот текст пальчиками (а что я без него не уйду, я понял еще тогда же, на первом припеве), я вижу, насколько он на самом деле сырой, невыстроенный ни композиционно, ни лексически, как много в нем случайных словес, кое-как на живую руку скрепляющих ослепительные находки – такие как «небо, бывшее голубым». И при всем ощущении первичности этого высказывания в тексте видны и поэтика русского рока в целом (заявленная первыми же словами песни – «Рок-н-ролл мертв...»), и вполне конкретные следы влияния Шевчука... да много кого. Но в тот момент мое завороженное, захваченное в плен восприятие ничего такого не замечало – и правильно делало. Потому что придет время, и автор научится выстраивать строчки, избегать ненужных двусмысленностей, конвертировать бессознательные подражания в сознательные реминисценции. А вот умению сказать
Так стреляй, справедливый ОМОН, целься прямо в лицо –
Я хочу, чтобы вам не досталась моя красота!

– не научишься. Оно либо есть, либо его нет.
Запомните это имя: Мария Фроловская. Если я что-то понимаю в этой самой авторской песне, мы еще не раз ее услышим. И о ней тоже.

По-хорошему мне надо было бы попросить прощения у тех, кто выступал сразу после Маши – еще номера три я никак не мог прийти в себя, все поёмое казалось мне картонным и ненатуральным. Возможно, без этого фона я оценил бы их выше.
Маша Фроловская была, конечно, самым сильным впечатлением вчерашнего прослушивания (а пожалуй, что и всего нынешнего конкурса) – но все-таки не единственным. Из несомненных находок – исполнители Олег Покусаев (давно в нашем жанре не было мужчин-исполнителей с такими сильными и красивыми голосами!) и Петр Чуков, поразительно точно спевший две песни Аграновича – «От героев былых времен...» и «Я в весеннем лесу...» (невероятно, но эту песню он выбрал «в слепом тесте» – полагая, что это песня Михаила Ножкина!). Правда, в обоих случаях не обошлось без ложки дегтя. У Покусаева это репертуар («таким бы хайлом хоть раз медку хлебнуть!» «таким бы голосом ему Крючкова петь!» – вздохнул Каримов и был совершенно прав), а у Чукова – то, как отчетливо он выпевает «...и мальчишкам нельзя НЕ солгать, НЕ обмануть...». Может быть, я слишком многого хочу, и различение частиц «не» и «ни» – это дешевое пижонство, но в данном конкретном случае замена частицы меняет смысл строчки на противоположный.
По справедливости к находкам нужно причислить и поэта Наталью Абилкаеву, прочитавшую всего одно стихотворение – «Сценаристка». Надо бы послушать ее побольше
А на первом же номере я понял, что хожу на эти прослушивания не только за прекрасным. Девушка, выступавшая в номинации «Автор музыки», предложила нашему вниманию не более не менее как собственную версию галичесвкой «Когда я вернусь». Из дальнейшего разговора выяснилось, что песни Галича она никогда не слышала – прочитала стихи в книжке. Это-то, впрочем, нетрудно было предположить. Удивительно другое: и эти стихи, и стихи Велимира Хлебникова (послужившие текстом для другой ее песни) она снабдила мелодией, абсолютно попадающей в стиль музыки к советскому телефильму 70-х годов (это, кстати, не только мое впечатление0. Сунь любую из этих песен в какой-нибудь фильм объединения «Экран» – они лягут туда как родные. Как, какими неведомыми путями эта ископаемая стилистика залетела в уши девушке, родившейся на свет лет через 10 после ее расцвета, да так и осталась там?

Вот такие вещи и составляют мой отдельный интерес на подобных мероприятиях. Не могу, правда, похвастаться, что я сильно преуспел в понимании этих процессов... но больше-то их вообще нигде не заметишь, их же никто не фиксирует и не описывает.
Subscribe

  • Зачем все это было нужно

    Ну вот, сбор сплетен о Чарльзе Робертовиче законечен. Что из этого вышло - желающие могут увидеть и услышать (если зарегистрируются) на форуме…

  • Собираю сплетни

    В очередной раз обращаюсь к коллективному разуму френдов. Мне внезапно понадобились мифы о Дарвине. Не о его теории, а о нем самом (хотя, вероятно,…

  • Да, чуть ведь не забыл...

    Завтра, 27 марта в рамках книжной ярмарки Non/fiction-2021 пройдет презентация моей книги "Дарвинизм в XXI веке". Гостиный двор, зал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments

  • Зачем все это было нужно

    Ну вот, сбор сплетен о Чарльзе Робертовиче законечен. Что из этого вышло - желающие могут увидеть и услышать (если зарегистрируются) на форуме…

  • Собираю сплетни

    В очередной раз обращаюсь к коллективному разуму френдов. Мне внезапно понадобились мифы о Дарвине. Не о его теории, а о нем самом (хотя, вероятно,…

  • Да, чуть ведь не забыл...

    Завтра, 27 марта в рамках книжной ярмарки Non/fiction-2021 пройдет презентация моей книги "Дарвинизм в XXI веке". Гостиный двор, зал…