Борис Жуков (bbzhukov) wrote,
Борис Жуков
bbzhukov

Categories:
  • Music:

Изыди, сатана!

Все основное про нашу беломорскую авантюру экспедицию уже рассказали frema_zhu и kikimorra. С картинками. Так что мне остались лишь побочные сюжеты.
Итак, станция Пояконда, три часа ночи. Пасмурно, ветер, редкий дождичек. Пока мы чудахались со своими рюкзачищами, сошедшие с того же поезда люди растворились во тьме. И только тут мы обнаружили, что никто из нас троих понятия не имеет, куда, собственно, двигаться дальше. То есть известно, что Пояконда - это такое место, где с одной стороны железная дорога, а с другой - море. Первая составляющая - вот она, мы, можно сказать, на ней стоим. А где вторая?

Нота-бене: вообще-то мы в Москве пытались выяснить поподробнее, куда двигаться в Пояконде от путей, и даже просили у аборигенов ББС кроки. Аборигены отказались наотрез: "Да вы чо? От станции чуть влево - там все сами увидите!".
Мы прошли чуть влево. И еще чуть. И еще. Потом бросили рюкзаки и прошли уже не чуть. Моря не было. Немного поспорив о том, что такое "влево", мы двинулись в другую сторону. Далеко не ушли: дорога, ветвясь, затерялась в чьих-то огородах и сараях. Моря не было и там.
Оставалось спрашивать. Вот только кого? На улице - ни души, во всех окнах - темным-темно, и лишь в здании станции светилось одно окошко - видимо, дежурка. Выбора не было - я постучал в железную дверь.
- Кто там? - откликнулся мне встревоженный женский голос.
Я начал сбивчиво объяснять, что, мол, я - пассажир, мне дальше морем, так что не знаете ли, где тут пирс?
- Что-что где??
- Пирс. Ну, причал.
- Ой, не знаю, я не местная, ничего тут не знаю.
- Ну хорошо, а море-то в какой стороне? Как к нему пройти?
- Не знаю, я не местная, ничего не знаю...
Как я ни напрягал свои дипломатические способности и опыт интервьюера, ответ был все тот же. Мне ничего не оставалось, как только поблагодарить собеседницу, пожелать ей спокойной ночи и присоединиться к остальным потерявшимся.
В тот момент мы были слишком озабочены собственным положением, чтобы обсуждать причины столь неконструктивной реакции неизвестной особы. (Это был пик наших трудностей - во время следующей разведывательной вылазки мы нашли и море, и причал, а чуть позже - натопленную избу со свободными койками, где можно было поспать в ожидании утреннего катера.) Но через несколько дней на стоянке этот эпизод нам вспомнился. В объясняющих гипотезах не было недостатка - не рассматривался, кажется, только вариант, что она вправду не знала, где море (с таким же успехом она могла бы не знать, в какой стороне небо!). Ей хотелось побыстрее отделаться от докучливого ночного гостя? Но проще и быстрее всего это можно было сделать, послав меня в нужном направлении - я бы тут же ушел. Она боялась, что я - беглый каторжник, бандит и убийца? Тем больше оснований было не злить меня, а сплавить подальше - даже если предположить, что я могу взломать железную дверь. Ну не деньги же она из меня вымарщивала, в конце-то концов!
- Так принято обращаться с нечистой силой, - вдруг вступил в разговор главный фольклорист нашей семьи kikimorra. - Разговаривать с ней можно, главное - не заключать никакого договора.
И я тут же понял, что она права. Выполнить просьбу (хотя бы и такую пустячную, как объяснить дорогу) - это уже контракт, договорные отношения. Нечистой силе хватит, чтобы зацепиться, а дальше известное дело: коготок увяз - всей птичке пропасть. Утащит в минуту, и никакая железная дверь не спасет. "Как-то шел сатана, сатана скучал, он к солдатке одной постучал..." Помните, как называется первая глава "Мастера и Маргариты"?
Удивляет только одно: откуда моя ночная собеседница это знает-то? Между ней и теми ее предками, для которых это было повседневным и актуальным знанием, должен быть провал не менее чем в два поколения, когда сколько-нибудь эффективной устной традиции уже не было, а в школах такому, понятное дело, не учили. Как, по каким жердочкам этикет разговора с демонами перебрался через эту пропасть?

Или этому знанию учить не надо - оно архетипическое? Ведь вон и я довольно быстро понял - хотя меня такому уж точно никто никогда не учил...
Subscribe

  • Зачем все это было нужно

    Ну вот, сбор сплетен о Чарльзе Робертовиче законечен. Что из этого вышло - желающие могут увидеть и услышать (если зарегистрируются) на форуме…

  • Да, чуть ведь не забыл...

    Завтра, 27 марта в рамках книжной ярмарки Non/fiction-2021 пройдет презентация моей книги "Дарвинизм в XXI веке". Гостиный двор, зал…

  • "Гиперион" продолжает работу

    Лекция «Ошибки антропологов» Описание Где и когда Билеты Поделиться 9 февраля (вторник) в 20:00 в книжном клубе-магазине…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments

  • Зачем все это было нужно

    Ну вот, сбор сплетен о Чарльзе Робертовиче законечен. Что из этого вышло - желающие могут увидеть и услышать (если зарегистрируются) на форуме…

  • Да, чуть ведь не забыл...

    Завтра, 27 марта в рамках книжной ярмарки Non/fiction-2021 пройдет презентация моей книги "Дарвинизм в XXI веке". Гостиный двор, зал…

  • "Гиперион" продолжает работу

    Лекция «Ошибки антропологов» Описание Где и когда Билеты Поделиться 9 февраля (вторник) в 20:00 в книжном клубе-магазине…