Борис Жуков (bbzhukov) wrote,
Борис Жуков
bbzhukov

Category:
  • Music:

Взгляд на вкус

Ежели кто успел испугаться - нет, это не о художественном вкусе. Это о вкусе в буквальном значении этого слова.

ivanov_petrov заканчивает свои, как обычно, интересные заметки о научном весе неожиданным пожеланием:
"Считаю правильным, если бы кто рассказал обыденный опыт о:
органах власти; отношении к журналистам и новостям, СМИ; транспорте; продуктах" (http://ivanov-petrov.livejournal.com/1649921.html?#cutid1).

Конечно, в этой агенде имени Моржа и Плотника мне более пристало выбрать темой журналистов и СМИ - тем более, что и опыт у меня по этой части довольно нетривиальный, и сказать есть что. Но это надо думать, формулировать, писать. А вот что касается еды - тут кое-что уже сформулировано и написано. Несколько леи назад я собирался писать книжку на эту животрепещущую тему. Книжка не состоялась (и давно уже ячно, что и не состоится), но кое-какие наброски для нее осталисчь. В частности - для предполагавшейся главы с условным названием "Безвкусная культура".

Там было всего намешано - рассуждения, цитаты из книжек, исторические анекдоты и т. д. Но некоторая часть представляла собой фиксацию того самого обыденного опыта. Вот эти-то кусочки я и рискну выложить как мое участие в этом своеобразном флэш-мобе.


В любом российском книжном магазине непременно имеется специальная секция «Кулинария». По числу представленных в ней изданий она уступает разве что детективам и мемуарам. И вся эта литература за редчайшими исключениями представляет собой сборники кулинарных рецептов, единственный смысл которых - помочь читателю готовить вкусно и нестандартно. Даже такие, казалось бы, специальные издания, как «Постный стол» или «Поваренная книга диабетика», преподают фактически то же искусство - соблюдая определенные религиозные или медицинские ограничения, все-таки получить от еды максимум удовольствия.
Ни в обилии книг по этой тематике, ни в их привилегированном положении в магазинах, казалось бы, нет ничего удивительного: такая литература пользуется неизменным спросом у покупателей. Но вот сам этот устойчивый и массовый спрос поразителен и непостижим. Поскольку за пределами книжного магазина россияне словно бы напрочь забывают о категориях «вкусно - невкусно». (Впрочем, почти столь же необозримое море сборников анекдотов соответствует не расцвету, а упадку анекдота как жанра.)
Автору этих строк бессчетное число раз случалось - в столовых ли, в частных ли домах - быть свидетелем или участником такого примерно диалога:
– А сметанки к борщу нету?
– Нет, сметаны нет. Майонезу дать?
– Так ведь он же не сметана!
– А какая разница? Белое и белое...
В этом месте всякий раз хочется спросить: а для чего, собственно, этот борщ варили? Есть или стены красить? И уж если совпадения цвета и консистенции достаточно, чтобы признать продукты взаимозаменяемыми, то почему бы не забелить злополучный борщик магнезией, цинковыми белилами или клеем ПВА? Ведь на вкус-то сметана и майонез не имеют между собой решительно ничего общего!
Но подобные упражнения в риторике и логике полезны разве что как способ «стравливания пара», безопасного выхода раздражения. Никаких последствий они не повлекут – ваш оппонент, скорее всего, признает вашу правоту, но в следующий раз все равно предложит майонез вместо сметаны или наоборот. Поскольку вера во взаимозаменяемость этих продуктов отражает не его личный вкусовой дальтонизм, а - страшно молвить! - приоритеты национальной кулинарной культуры.
<...>
По свидетельству sherga, владельцы московского ресторана или клуба в первую очередь думают о месте, где он будет расположен. Далее следуют дизайн и стиль интерьера, потом – оригинальные названия блюд, после них – ассортимент напитков (которые, за немногими исключениями, будут поставляться сюда в готовом виде). И в лучшем случае только после всего этого ресторатор подумает о самих блюдах. Да и то опять-таки об их ассортименте, а не о качестве, которое мыслится стандартным.
Но ведь таково и общее отношение нынешней элиты к еде. Она начисто лишена вкуса к гастрономии и кулинарии, не воспринимает возможность вкусно поесть как самостоятельное удовольствие. Еда для нее подразделяется по статусному признаку: устрицы и омары «старше» икры (вернее, примерно вровень с черной, но старше красной), икра «старше» сырокопченых мясных закусок и т. д. Про различия внутри каждой из этих категорий (насколько подходящее сырье, насколько умело и оригинально сделано и т. п.) они вообще не понимают – надо, мол, брать из магазинов нужного класса. Если сказать им, что та икра, что солит для себя в своей жуткой бытовке на краю света (северо-восточном побеоежье Сахалина) нивх Женя Машкин, несопоставимо лучше ткры, продабщейся в любом из этих магазинов, они просто не поймут, что значит «лучше». К тому же еда у них всегда приложение к какому-нибудь статусному удовольствию – чаще всего к выпивке. Почти по тексту малоаппетитного анекдота: «Коньяку и гречневой каши! - Каша к коньяку?! - А какая разница, чем блевать?».
<...>
Вкус - материя трудноуловимая. Можно отслеживать содержание белков или витаминов в продукте, его свежесть, даже происхождение («коньяком может называться только спирт, полученный из винограда, выращенного в одном из шести департаментов...»). Но как подшить к делу вкус? Одному вкусно - другому нет...
То есть для того, у кого он есть, ощущения «вкусно - невкусно» совершенно очевидны и непреложны. Но вот для нормативов, инспекционных проверок, судебных разбирательств эта категория не годится совершенно. Невозможно объективно доказать, что такой-то продукт вкуснее такого-то.
(Уже после того, как я это написал, я услышал фактически ту же мысль из уст участника процесса - менеджера крупной компании, выпускающей несколько широко известных марок фруктовых соков:
"Дешевые соки - такие же качественные, как и дорогие. В смысле полезности, безопасности, соблюдения всех ГОСТов они совершенно ничем не хуже. А если вам их вкус меньше понравится, то это уже ваш индивидуальный выбор...")
<...>
«У вас «Аква Минерале» негазированная есть? – Нет. Возьмите «Бонакву»! – Нет, спасибо. – А что, они чем-то отличаются? – Конечно: вкусом! – Да не может быть!». Это уже активное сопротивление самой идее того, что продукты одного класса могут чем-то отличаться друг от друга. И что покупатель может различить их самостоятельно.

Добавка из сегодняшнего дня: двоюродный брат, живущий в Днепропетровске, прислал гостинец - абрикосы и помидоры со своего участка. Помидоры - неправильной формы, дольчатые, с огромными "пупками", абрикосы - зеленоватые, в каких-то пятнышках, шкура по твердости и прочности уже приближается к скорлупе... Но попробовав то и другое, я понял, что уже забыл, каковы должны быть на вкус настоящие помидоры и абрикосы. Все, что продается под этими именами в Москве (даже в сезон), после этих плодов земных казалось восковыми муляжами.
Понятно, что это проявление все того же эффекта: для производителей еды на всех этапах (не говоря уж о контролирующих инстанциях) приоритеты - технологичность, транспортабельность, безопасность, соответствие стандартам. А поскольку оптимизировать все показатели одновременно нельзя, вкус неизбежно оказывается крайним.

И еще из сегодня.
На российском розничном продовольственном рынке закон "чем дороже - тем лучше", мягко говоря, не абсолютен. Есть целые классы продуктов, где корреляция цены и качества отрицательная. В том смысле, что дешевый продукт запросто может оказаться дрянью - но продукт дорогой не может ею не оказаться. При этом дорогая дрянь каким-то непостижимым образом умудряется вытеснять с рынка более дешевые и вкусные аналоги.
Для объяснения этого феномена можно предложить разные гипотезы, но это будут именно гипотезы, причем их не так-то просто проверить. А вот сам факт парадоксальной корреляции налицо.


Вот таков мой обыденный опыт по части жратвы.
Tags: алаверды
Subscribe

  • Вопрос к знающим людям

    Уважаемые френды (и не менее уважаемые прочие), кто-нибудь что-нибудь знает о телекомпании Голдмедиум? Меня интересует не "кто за ними…

  • Какая прелесть!

    Уважаемый maoist поделился занятной информацией об источнике креативных идей "просветительской" продукции канала…

  • Привидится же такое...

    Вот только что на канале ТВЦ Олег Митяев исполнял свой бессмертный хит "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" дуэтом с Иосифом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 24 comments

  • Вопрос к знающим людям

    Уважаемые френды (и не менее уважаемые прочие), кто-нибудь что-нибудь знает о телекомпании Голдмедиум? Меня интересует не "кто за ними…

  • Какая прелесть!

    Уважаемый maoist поделился занятной информацией об источнике креативных идей "просветительской" продукции канала…

  • Привидится же такое...

    Вот только что на канале ТВЦ Олег Митяев исполнял свой бессмертный хит "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" дуэтом с Иосифом…