Борис Жуков (bbzhukov) wrote,
Борис Жуков
bbzhukov

Category:
  • Music:

Муза на ухо наступила

Хотел, конечно, написать про «Бене-фест» своевременно, но тут лег ЖЖ. Народ уже отписался... да если честно, не так уж много я там видел-слышал, со своей-то костяной ногой. Но что видел, о том скажу.

Во-первых - мои поздравления и решпекты организаторам фестиваля. Не знаю, получится ли из этого такая же традиция, какой был слет Второго канала, но по крайней мере первый фестиваль оказался дивно хорош. И точно попал в общественную потребность - было видно, как все собравшиеся соскучились по своему лесному празднику.

Отдельно снятая шляпа - маэстро Сергею Яковлевичу. Он был не свадебным генералом - он пахал. Я и не думал, что по таким погодам в общем-то уже немолодой человек может столько работать. И не лямку тянуть - у меня сложилось впечатление, что ему самому это тоже доставило немало удовольствия. Интересно было бы знать, что он сам обо всем этом думает.

Из моих персональных открытий... вы будете смеяться, но опять Маша Фроловская, снова, уже в третий раз нокаутировавшая меня – теперь изумительной «Меня учили играть в войну...» (братцы, если у кого есть запись - поделитесь!). Ну растет девушка, ну я балдею! Страшно подумать, что она сможет, когда войдет в полную силу. Далее - автор музыки Елена Слонимская, ухитрившаяся сделать «Военную песню» Липкина не на мелодию «Тумбалалайки» (она, конечно, возникает, но только в конце, проигрышем) и при этом абсолютно точно передать интонацию этих страшных стихов. Слезы, ком в горле - все как должно быть. И – рекомендую не терять из виду ростовчанина Льва Колбачева, автора «Девочки с прибором».

Я был уверен, что уж на этом-то слете я - впервые за 30 с лишним лет - буду чистым паразитом, без всяких обязанностей. Как бы не так - на второй день меня припрягли вести мастерскую на пару с aminoru. Там у меня тоже было открытие, только совсем другого рода.

Итак, автор музыки К. исполняет свою песню на стихи(конечно же) Марины Цветаевой – «Сегодня ночью я одна в ночи...». В ходе обсуждения я пытаюсь ему объяснить, что у Цветаевой не все так просто – вот, например, употребление слова «столица» по отношению к Москве...
– А там нет слова «столица», – уверенно возражает композитор.
– Как это нет?! Давайте, раз у нас нет текста под руками, прочтите это просто как стихи.
И оказывается, что он не может этого сделать. Он не знает стихов, на которые сам сочинил только что спетую песню. Ну понятно: стихи – лишь средство артикуляции вокальной партии, вне музыки они для него не существуют.
– Ну хорошо, не можете прочесть – спойте. Спойте первый куплет.
И он поет. Уверенно, не сомневаясь в своей правоте. И только чуть ли не на середине четвертой строчки сбивается и с искренним удивлением признается:
– А, да в самом деле есть «столица»...
Слово завершает первую строфу стихотворения, на него приходятся логическое ударение и рифма, он сам же его еще дополнительно музыкально акцентировал.

Тут уж даже не задашь любимый вопрос Берга - "Вам не мешает, что нужно петь со словами?" Ему не мешает. Нисколько.

В общем-то поразительную глухоту музыкантов к стихотворному тексту я замечал давно и многократно. Но чтоб до таких степеней...

Кстати, я окончательно убедился, что слова «это романс» в переводе на русский означают «я не обязан понимать смысл этих стишат». По крайней мере, в устах авторов музыки.
Tags: авторская песня
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments