Борис Жуков (bbzhukov) wrote,
Борис Жуков
bbzhukov

Category:
  • Music:

Весенняя песня

Впечатления от финала песенного конкурса "Фестоса"

В четверг я немного неожиданно для себя оказался на концерте III тура песенного конкурса традиционного московского фестиваля студенческого творчества «Фестос» (спасибо чудесной Оле Александровой, которая меня туда позвала). Глянув на список выступающих (его раздавали всем вместе с квитком для голосования «зрительского жюри»), я несколько ужаснулся: 34 номера! Но вскоре выяснилось, что каждому участнику дают всего по одной песне на номинацию. Что, конечно, совершенно неправильно, но зато дает возможность отслушать столько народу чуть больше, чем за два часа. Впрочем, на результатах жюрения это, на мой взгляд, не сильно сказалось – подалуй, оно было даже лучше обычного в таких случаях.


Во всяком случае, в авторских номинациях лавры получили все те, кому, на мой взгляд, и следовало их дать. В номинации «Автор» лауреатами стали Мария Фроловская, Ольга Алтухова, Анисья и Феофания Бурмистровы (знакомые все имена, не правда ли?). В номинации «Поэт» (если кто не помнит, в отличие от традиционных наших конкурсов на студенческих есть и такая) – те же, только вместо Бурмистровых, которые в этом качестве не выступали, вполне заслуженную награду получила Полина Матькунова.

Каждая фигура из этого коротенького списка заслуживает отдельного и обстоятельного разговора. Про Фроловскую, впрочем, я лучше помолчу: каждый раз, когда я слышу эту девушку, она просто выносит мне мозги. Причем на сей раз – уже слышанной мною песней («Меня учили играть в войну...»), так что эффекта неожиданности быть не могло. Нет, все то же самое: слушал с открытым ртом и вытаращенными глазами и не мог понять, откуда в этой совсем еще юной девушке столько мудрости, спокойной ответственности и любви. Нет, все-все, больше про нее – ни слова, пока не посдушаю целиком хотя бы отделение.

Олю Алтухову мы слышали на последнем московском конкурсе, и я уже говорил всякие хорошие слова о ее песнях. Но если там ее песни звучали напряженно-драматично, даже мрачновато, то тут в поэтической ипостаси она блеснула озорным «Визитом Катулла» (название мое, она эти стихи никак не именовала). А в песенной – серьезной, но отнюдь не мрачной «Бреду по течению речи...». В общем, теперь очевидно, что прелесть ее прошлогодних песен – не случайная удача, что перед нами зрелый автор, владеющий всеми регистрами художества. Ну и вдобавок – что над шутливым «Катуллом», что над программным, манифестным «Течением» крупными буквами горело слово «филология». В самом своем буквальном греческом смысле – как, впрочем, и в современном.

Про Бурмистровых совсем ничего говорить не буду. Куда-то они явно развиваются, в какую-то необычную и интересную, но совершенно непонятную мне сторону. Слушая их, я чувствовал не желание подпеть, подписаться, присвоить (как при звучании песен Фроловской и Алтуховой), а завороженность чем-то красивым и живым, но непонятным. Наверное, что-то такое испытывали «простые советские люди» на концертах Вертинского. В общем, тоже надо слушать.

Полина Матькунова – мое личное открытие на этом концерте. Слышно, конечно, что Литинститут – очень уж много стихотворной техники, особенно анжамбеманов (привет Иосифу Александровичу!). Полина явно еще не наигралась своим владением формой, оно для нее еще не превратилось в привычное. Но столь же несомненно, что ей есть что сказать. Искренность чувства плюс отличное владение поэтической техникой – сочетание многообещающее, так что будем ждать.

О прочих авторах и поэтах кое-что сказать можно, но не хочется. Нет, совсем слабых среди них не было (за весь концерт я не выписал в блокнотик ни одного перла). Были никакие, технически вполне пристойные, но явно вторичные. Конечно, для студенческого возраста это не диагноз – никто не начинает сразу с гениальных или хотя бы абсолютно самобытных стихов, в начале сочинительства все если уж не откровенно подражают, то явно вдохновляются чьим-то творчеством. Другое дело, что многие так на этом этапе и остаются, но кто останется, а кто пойдет дальше, сейчас сказать невозможно.

Помолчим и о композиторской номинации. Ее представляла только одна участница – и лично у меня сложилось впечатление, что ее выпустили в концерт исключительно затем, чтоб в нем был хоть один «автор музыки». Ну да это беда не «Фестоса» и не этого сезона – я уже много раз говорил о затянувшемся упадке нашего бардовского композиторства.

В исполнительской номинации было всякое. Некоторые просто зря взялись за это дело (в частности, та же Матькунова, выступившая еще и в этой роли), другие явно ошиблись с выбором песни – слушаешь такую исполнительницу и думаешь: ну вот зачем она взяла сдержанного, неэкспрессивного Окуджаву? Ей бы что-нибудь этакое – жанровое, харАктерное, смачное, может быть, даже с отчетливым привкусом эротики – вот тут бы она себя показала! У третьих вроде и голос хороший, и держаться умеют, и то, и се... одна беда – не понимают, что поют. Точнее, даже и понимают, но – умом, песня не пережита. Поет человек, скажем, медведевского «Миклухо-Маклая», и вроде неплохо поет – но куда делась вся медведевская упругость, смачность, упоение действием? Не песня, а макет в натуральную величину.

Тем обиднее мне было, что лавры обошли чуть ли не единственную исполнительницу, которую было по-настоящему интересно слушать. Дарья Пашкова спела «Мои глаза» Екатерины Болдыревой именно так, как надо – не форсируя, но и не сдерживая собственного драйва песни, не переигрывая, но и не теряя красок. Чего же еще-то надо, господи?

Осталась без лавров и Ирина Левчинина. Да, да, я и сам слышу, что ее «Почтальонка» – это один к одному та же песня в исполнении Гали Мартыновой (в ту пору еще не Хомчик) ровно тридцать лет назад. Если закрыть глаза – так просто не отличить. Да, помню: не кто иной, как я с пеной у рта утверждал, что фестиваль авторской песни не должен превращаться в конкурс акустических двойников. Поэтому ни с кем не спорю, ни на чем не настаиваю. Но если честно фиксировать собственные ощущения, то никуда не деться от факта: мне было очень приятно это слушать. Может, г-жа исполнительница и не заслуживает лавров, но мое личное искреннее «спасибо» она заслужила безусловно.

Не останавливаясь на дуэтах, коих был ровно один – сестры Звонковы (кстати, тут они мне понравились значительно больше, чем на москонкурсе – то ли они растут, то ли контекст сказывается), перейдем сразу к ансамблям. И вот тут мне придется снять шляпу и расшаркаться.

Я уже говорил как-то, что в типичном случае «ансамбль авторской песни» – это не номинация, не жанр, не формат, а состав эстетического преступления. К этому надо добавить, что из всего творчества Визбора «Многоголосье» – пожалуй... гм... наименее любимая мною вещь (почему – разговор отдельный, мы сейчас не о Визборе). Так вот при всем при этом я вынужден признать, что исполнение этой песни ансамблем Quanto di Stella (кто знаком с итальянским – оценит название, особенно если добавить, что это ансамбль студентов МИФИ) – это безусловная удача. Исполнители точно попали в замысел автора; доведись Юрию Иосифовичу услышать этот номер – он бы не только одобрил, а, пожалуй, еще и поблагодарил бы. (Нелишне напомнить, что МИФИ всегда славился своей хоровой культурой.) Разумеется, они стали лауреатами – как, впрочем, и еще три ансамбля, про которые я не хочу сказать ничего плохого, но впечатление от которых не идет ни в какое сравнение с тем шоком, который меня заставили пережить мифишники.

Можно было бы поговорить еще о «зрительском жюри» на такого рода мероприятиях, но уж очень не хочется ругаться. Скажу только, что выбор этого жюри (кроме Алтуховой в поэтической номинации и Quanto di Stella – в ансамблях) оставил меня в тягостном недоумении.

Как принято, концерт завершился всеобщим исполнением гимна мероприятия – «Весеннего танго» Валерия Миляева. Можете представить наши ощущения, когда, войдя в метро «Кузнецкий мост», мы услышали из репродукторов трансляционной сети ту же самую песню голосом Анны Герман!
Не истолковать такое как знак, по-моему, просто невозможно. Но знак – чего? Лично я предпочитаю думать – того, что ничто не кончается.
Tags: авторская песня, праздник
Subscribe

  • Юбилейное

    Сегодня исполняется 90 лет Дмитрию Антоновичу Сахарову (Дмитрию Сухареву) - одному из лучших русских поэтов нашего времени и одновременно выдающемуся…

  • Понедельник, 13-е

    Поскольку сейчас уже ясно, что окончание ХХХ московского конкурса авторской песни отъезжает в неопределенно-голубую даль, ждать больше нечего -…

  • На злобу дня

    Почему-то захотелось вывесить этот текст: Михаил Щербаков БУРЯ НА МОРЕ Конечно - гибель поначалу страшит. Тем паче с непривычки. Но мы же вас…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments