Борис Жуков (bbzhukov) wrote,
Борис Жуков
bbzhukov

Category:
  • Music:

Бенефест-2013

Если в двух словах - чистый восторг.



Помнится, комментируя два года назад первый Бенефест, я писал: мол, вышло все отлично, но пока непонятно, разовая ли это удача или точно угаданный формат. В самом деле, для такого успеха нужно слишком много: и бенефициант, который не только согласится приехать, но и будет работать много и с азартом, и четкая работа организаторов и технических служб, и хорошая погода... Вряд ли все это будет совпадать сколько-нибудь регулярно.

Теперь я могу с чистой совестью сказать: это не везение, а заслуженный успех. На нынешнем Бенефесте погода была едва ли не наихудшей для середины июля в Подмосковье - и все равно все получилось не просто хорошо, а феерически хорошо. Столь мощное впечатление (хотя и несколько иное по эмоциональной окраске) я выносил, пожалуй, только с лучших "Костров".

Кто знает, тот знает, остальным сообщу кратко: официально бенефициантами на сей раз были Дмитрий Богданов и Лидия Чебоксарова. Они в полной мере справились со своей ролью - не только блистать и демонстрировать собственные таланты, но быть стержнем многодневного действа, в котором будут участвовать и другие звезды. В результате фактически полноправными бенефициантами стали Дмитрий Сухарев и квартет "Скай". Да, да, "Скай" в своем полном и неизменном составе, такой же молодой, азартный и прекрасный, как и треть века назад...

Тех, кто на этом месте завистливо вздохнет, спешу утешить: у вас еще есть шанс. 24 июля в "Гнезде глухаря" на Цветном бульваре, в 20.00 - концерт "Ская". И все-таки городской концерт - это хорошо, но "Скай" на лесной сцене, два дня кряду - это что-то совсем уж запредельное. Что называется - не думал, что еще доведется.

Они там были в разных форматах - и строго штатном составе, и с Лидой и Быковым, и с Сухаревым, и еще как-то... Когда Богданов с Муратовой пели дуэтом "Ласточку", я вдруг осознал, что песня звучит в исполнении автора музыки и героини. Вот уж воистину - "...покуда в ней каждое слово оплачено нашей судьбой".

Только не подумайте, что легендарный квартет всех затмил. Даже если брать только мои личные впечатления (с учетом того, сколько у меня всего связано с этими голосами и этими песнями), то никак не обойти великолепное исполнение дуэтом бенефициантов "Чудесно рухнуть на опушку...". Уж казалось бы - сколько раз я эту вещь слышал, в каких только исполнениях - а тут, как впервые. Вообще сколько я знаю Лиду Чебоксарову - столько удивляюсь. Она там, представляя одну из программ на сцене, говорила, что вот, мол, сюда вошли песни, которые я люблю безответной любовью - в смысле, очень хотела бы их петь, но они у меня никак не получаются. Не знаю, может, и так, но это не выходит за пределы ее творческой лаборатории. На моей памяти у нее получалось решительно все, за что она бралась. И не просто получалось, а обретало в ее исполнении какую-то новую свежесть и яркость.

О других своих впечатлениях я еще кое-что скажу, но надо учесть, что я видел и слышал далеко не все даже из официальной программы слета. Отчасти из-за ограниченной подвижности (которая с разверзанием хлябей небесных ограничилась еще больше - по тамошним дорогам я ходить уже просто не мог), отчасти в силу должностных обязанностей: в пятницу и субботу основную часть дня просидел на творческой мастерской в компании Зины Присталовой и В. Н. Кузнецова. С начинающегося выступления Александра Левина (отважно приехавшего на слет в субботу, т. е. когда уже вовсю лило и было ясно, что можно основательно влипнуть) меня уволокли чуть ли не за шиворот: нужно было возобновлять работу ТМ.

Там, впрочем, я тоже свое получил. Конечно, там не было того непрерывного потока художества, как на основной сцене. Но были люди, ради которых стоило сидеть в мокрых кустах вдали от сверкающей именами и талантами сцены. Я назову только несколько имен, ставших для меня личным открытием. Во-первых, поэт Светлана Сахарова из Мурманска. Чтобы купить меня с потрохами хватило бы и одной ее строчки: "Если жизнь - это клетка, то я - митохондрия в клетке!". Но была и прекрасная "Баллада о богатом внутреннем мире" (давно вы в нашей лирике видели полнокровный, сочный портрет социального типа?), и много чего еще. Жаль, не было возможности унести в зубах тексты, как я это обычно делаю в таких случаях.

Во-вторых, две дивных исполнительницы: Кира Иванова из Калуги и Анна Белопольская из Питера. В первом случае - сильный, чистый голос в сочетании с художественной чуткостью и привычкой понимать то, что поется. (Репертуар, конечно, весьма характерный: Чикина, Арефьева, Фролова... Но согласитесь - материал, мягко говоря, не худший в художественном отношении и не самый простой в смысле вокальной техники. И то, что Кира не только берется за эти песни, но и справляется с ними, кое-чего стоит.) Во втором... ну, тут я даже ничего говорить не буду - настолько свежо и проникновенно прозвучали Аниным голосом карпачевский "Иерусалим" и окуджавский "Арбатский романс". Надеюсь, мы еще услышим от обеих много-много песен.

К сожалению, на нашу мастерскую не пришла (пришла на другую, которую вели Дмитрий Коломенский, Григорий Певзнер и Женька Ланцберг) Елена Слонимская - композитор, чья "Военная песня" на страшные и прекрасные стихи Семена Липкина была для меня одним из главных открытий на первом Бенефесте. На этом слете я послушал ее чуть побольше и теперь знаю - это была не случайная удача. Мы неоднократно пересекались с Леной на слетовских тропинках, даже начали здороваться при встречах, но у меня так и не хватило такта подробно расспросить ее: кто она, откуда, чем занимается в свободное от сочинения песен время и нельзя ли где-нибудь послушать ее в адекватных количествах? А то, может, я зря который год вою об упадке бардовского композиторства?

Если не ограничиваться художественными впечатлениями, то мне страшно понравились дети из Детской республики (которым мы обязаны большей частью технической стороны слета). Понравились не в смысле выступлений (тут я, наоборот, еще более укрепился во мнении, что чем меньше во взаимоотношениях детей с АП будет сцены и особенно конкурса - тем лучше), а сами по себе. Особенно когда были заняты каким-нибудь делом и не обращали на меня внимания. Где только берут таких классных детишек?

Ну вот, пожалуй, и все, что хочется сказать прямо сейчас. кому покажется, что я не упомянул чего-то важного и главного - прошу не обижаться, а дополнять. Надеюсь сделать апдейт к этому посту в виде ссылок на записи выступлений, когда они будут готовы.
Tags: авторская песня, праздник
Subscribe

  • Зачем все это было нужно

    Ну вот, сбор сплетен о Чарльзе Робертовиче законечен. Что из этого вышло - желающие могут увидеть и услышать (если зарегистрируются) на форуме…

  • Собираю сплетни

    В очередной раз обращаюсь к коллективному разуму френдов. Мне внезапно понадобились мифы о Дарвине. Не о его теории, а о нем самом (хотя, вероятно,…

  • Да, чуть ведь не забыл...

    Завтра, 27 марта в рамках книжной ярмарки Non/fiction-2021 пройдет презентация моей книги "Дарвинизм в XXI веке". Гостиный двор, зал…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 41 comments

  • Зачем все это было нужно

    Ну вот, сбор сплетен о Чарльзе Робертовиче законечен. Что из этого вышло - желающие могут увидеть и услышать (если зарегистрируются) на форуме…

  • Собираю сплетни

    В очередной раз обращаюсь к коллективному разуму френдов. Мне внезапно понадобились мифы о Дарвине. Не о его теории, а о нем самом (хотя, вероятно,…

  • Да, чуть ведь не забыл...

    Завтра, 27 марта в рамках книжной ярмарки Non/fiction-2021 пройдет презентация моей книги "Дарвинизм в XXI веке". Гостиный двор, зал…