?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Бенефест-2013 - Доска провокаций

Jul. 22nd, 2013 05:08 pm Бенефест-2013

Если в двух словах - чистый восторг.



Помнится, комментируя два года назад первый Бенефест, я писал: мол, вышло все отлично, но пока непонятно, разовая ли это удача или точно угаданный формат. В самом деле, для такого успеха нужно слишком много: и бенефициант, который не только согласится приехать, но и будет работать много и с азартом, и четкая работа организаторов и технических служб, и хорошая погода... Вряд ли все это будет совпадать сколько-нибудь регулярно.

Теперь я могу с чистой совестью сказать: это не везение, а заслуженный успех. На нынешнем Бенефесте погода была едва ли не наихудшей для середины июля в Подмосковье - и все равно все получилось не просто хорошо, а феерически хорошо. Столь мощное впечатление (хотя и несколько иное по эмоциональной окраске) я выносил, пожалуй, только с лучших "Костров".

Кто знает, тот знает, остальным сообщу кратко: официально бенефициантами на сей раз были Дмитрий Богданов и Лидия Чебоксарова. Они в полной мере справились со своей ролью - не только блистать и демонстрировать собственные таланты, но быть стержнем многодневного действа, в котором будут участвовать и другие звезды. В результате фактически полноправными бенефициантами стали Дмитрий Сухарев и квартет "Скай". Да, да, "Скай" в своем полном и неизменном составе, такой же молодой, азартный и прекрасный, как и треть века назад...

Тех, кто на этом месте завистливо вздохнет, спешу утешить: у вас еще есть шанс. 24 июля в "Гнезде глухаря" на Цветном бульваре, в 20.00 - концерт "Ская". И все-таки городской концерт - это хорошо, но "Скай" на лесной сцене, два дня кряду - это что-то совсем уж запредельное. Что называется - не думал, что еще доведется.

Они там были в разных форматах - и строго штатном составе, и с Лидой и Быковым, и с Сухаревым, и еще как-то... Когда Богданов с Муратовой пели дуэтом "Ласточку", я вдруг осознал, что песня звучит в исполнении автора музыки и героини. Вот уж воистину - "...покуда в ней каждое слово оплачено нашей судьбой".

Только не подумайте, что легендарный квартет всех затмил. Даже если брать только мои личные впечатления (с учетом того, сколько у меня всего связано с этими голосами и этими песнями), то никак не обойти великолепное исполнение дуэтом бенефициантов "Чудесно рухнуть на опушку...". Уж казалось бы - сколько раз я эту вещь слышал, в каких только исполнениях - а тут, как впервые. Вообще сколько я знаю Лиду Чебоксарову - столько удивляюсь. Она там, представляя одну из программ на сцене, говорила, что вот, мол, сюда вошли песни, которые я люблю безответной любовью - в смысле, очень хотела бы их петь, но они у меня никак не получаются. Не знаю, может, и так, но это не выходит за пределы ее творческой лаборатории. На моей памяти у нее получалось решительно все, за что она бралась. И не просто получалось, а обретало в ее исполнении какую-то новую свежесть и яркость.

О других своих впечатлениях я еще кое-что скажу, но надо учесть, что я видел и слышал далеко не все даже из официальной программы слета. Отчасти из-за ограниченной подвижности (которая с разверзанием хлябей небесных ограничилась еще больше - по тамошним дорогам я ходить уже просто не мог), отчасти в силу должностных обязанностей: в пятницу и субботу основную часть дня просидел на творческой мастерской в компании Зины Присталовой и В. Н. Кузнецова. С начинающегося выступления Александра Левина (отважно приехавшего на слет в субботу, т. е. когда уже вовсю лило и было ясно, что можно основательно влипнуть) меня уволокли чуть ли не за шиворот: нужно было возобновлять работу ТМ.

Там, впрочем, я тоже свое получил. Конечно, там не было того непрерывного потока художества, как на основной сцене. Но были люди, ради которых стоило сидеть в мокрых кустах вдали от сверкающей именами и талантами сцены. Я назову только несколько имен, ставших для меня личным открытием. Во-первых, поэт Светлана Сахарова из Мурманска. Чтобы купить меня с потрохами хватило бы и одной ее строчки: "Если жизнь - это клетка, то я - митохондрия в клетке!". Но была и прекрасная "Баллада о богатом внутреннем мире" (давно вы в нашей лирике видели полнокровный, сочный портрет социального типа?), и много чего еще. Жаль, не было возможности унести в зубах тексты, как я это обычно делаю в таких случаях.

Во-вторых, две дивных исполнительницы: Кира Иванова из Калуги и Анна Белопольская из Питера. В первом случае - сильный, чистый голос в сочетании с художественной чуткостью и привычкой понимать то, что поется. (Репертуар, конечно, весьма характерный: Чикина, Арефьева, Фролова... Но согласитесь - материал, мягко говоря, не худший в художественном отношении и не самый простой в смысле вокальной техники. И то, что Кира не только берется за эти песни, но и справляется с ними, кое-чего стоит.) Во втором... ну, тут я даже ничего говорить не буду - настолько свежо и проникновенно прозвучали Аниным голосом карпачевский "Иерусалим" и окуджавский "Арбатский романс". Надеюсь, мы еще услышим от обеих много-много песен.

К сожалению, на нашу мастерскую не пришла (пришла на другую, которую вели Дмитрий Коломенский, Григорий Певзнер и Женька Ланцберг) Елена Слонимская - композитор, чья "Военная песня" на страшные и прекрасные стихи Семена Липкина была для меня одним из главных открытий на первом Бенефесте. На этом слете я послушал ее чуть побольше и теперь знаю - это была не случайная удача. Мы неоднократно пересекались с Леной на слетовских тропинках, даже начали здороваться при встречах, но у меня так и не хватило такта подробно расспросить ее: кто она, откуда, чем занимается в свободное от сочинения песен время и нельзя ли где-нибудь послушать ее в адекватных количествах? А то, может, я зря который год вою об упадке бардовского композиторства?

Если не ограничиваться художественными впечатлениями, то мне страшно понравились дети из Детской республики (которым мы обязаны большей частью технической стороны слета). Понравились не в смысле выступлений (тут я, наоборот, еще более укрепился во мнении, что чем меньше во взаимоотношениях детей с АП будет сцены и особенно конкурса - тем лучше), а сами по себе. Особенно когда были заняты каким-нибудь делом и не обращали на меня внимания. Где только берут таких классных детишек?

Ну вот, пожалуй, и все, что хочется сказать прямо сейчас. кому покажется, что я не упомянул чего-то важного и главного - прошу не обижаться, а дополнять. Надеюсь сделать апдейт к этому посту в виде ссылок на записи выступлений, когда они будут готовы.

Current Music: Д. Сухарев, Г. Шангин-Березовский - "Листопад"

41 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:ligrin
Date:July 22nd, 2013 01:28 pm (UTC)
(Link)
Спасибо! Вчера от Гри восторгов наслушалась по поводу фестиваля в целом, практически всех в этом посте упомянутых, eщё многих неупомянутых, а также Б.Б.Ж и Фрёмы :) А сегодня никак не могла дождаться, когда же в ленте отзывы появляться начнут...
From:frema_zhu
Date:July 22nd, 2013 05:43 pm (UTC)
(Link)
Фрёма весь слёт простояла, как памятник безумию, на отпиленном куске бревна у камеры (высоко держали, чтобы над головами проходило, но опять некоторые особо одарённые смогут увидеть свои немытые волосы в кадре по 15 раз). И, конечно, не выступала, окромя как с тирадами типа "выйдите из кадра!"
From:avama
Date:July 22nd, 2013 06:07 pm (UTC)
(Link)
Борис Борисович, спасибо.
Елена Слонимская есть в контакте, там её записи можно послушать. Вот ссылка: http://vk.com/id100593877

From:ligrin
Date:July 22nd, 2013 07:39 pm (UTC)
(Link)
А за это отдельное спасибо от меня! Я тоже сначала как-то не решился Лену расспросить, а теперь вот локти кусаю.
Я вывел её ночью с тремя песнями (выбранными из прослушанного Димой Коломенским) на Азиатскую сцену после фейерверкнувшего, как обычно, Коли Якимова, - хотел дождаться более спокойного момента, но получилось так! - и Лена вписалась с той же спокойной улыбкой и прозвучала прекрасно!
From:ligrin
Date:July 22nd, 2013 06:29 pm (UTC)
(Link)
"у меня так и хватило такта подробно расспросить ее: кто она, откуда, чем занимается в свободное от сочинения песен время и нельзя ли где-нибудь послушать ее в адекватных количествах?"
расспросить или НЕ расспросить? если первое, то и нам расскажите плиз!
From:nela_l
Date:July 22nd, 2013 06:29 pm (UTC)
(Link)
это была Лина
From:ligrin
Date:July 22nd, 2013 07:40 pm (UTC)
(Link)
Sic! Подписываюсь под каждым словом! Спасибо!!!
А это уже был Гриша!
From:leonid_b
Date:July 22nd, 2013 08:12 pm (UTC)
(Link)
А что исполняет "Скай"? Какие песни?
From:bbzhukov
Date:July 22nd, 2013 11:18 pm (UTC)
(Link)
В смысле - сейчас? Ну в общем-то то же, что и тогда: в основном Берковского-Никитина и старый биофаковский репертуар раннего Сухарева ("Листопад", "Ау!", "Звенигород" и т. д.). Сами понимаете: ансамблю, который не каждый год собирается вместе, не так просто пополнять репертуар.

Edited at 2013-07-22 11:19 pm (UTC)
From:kolomensky
Date:July 22nd, 2013 08:29 pm (UTC)
(Link)
Есть возможность унести кой-чего в зубах:

* * *

Я застыла в метро, ошибаясь и путаясь в ветках,
Если жизнь это клетки, то я - митохондрия в клетках,
Если есть что-то меньше, чем меньшая степень деления -
Это я, рано утром застыла на площади Ленина.

Мне так много дано - право выбора, время и место,
И какое мне дело до личных безмолвных протестов?
Протестую не я, это часть моего подсознания,
Выбор сделан, вперед. Чернышевская, площадь Восстания...

Тонкой нитью пути вдруг снисходит предельная ясность,
Что беги не беги, всё равно остаёшься на красной.
Черепная коробка, и дальше сбежать не удастся.
Снова визг тормозов, выхожу. Пересадка на Спасской.

Эта мудрость миров, бесконечно простые ответы,
Все рассеется дымом уже на пути к турникетам.
Вяло теплятся мысли в мозгу рефлексией измученном.
Это нижняя точка на карте. Конечная. Купчино.
(С) Светлана Сахарова.
From:aminoru
Date:July 22nd, 2013 11:09 pm (UTC)
(Link)
Это стихотворение - просто супер...
From:bbzhukov
Date:July 22nd, 2013 11:19 pm (UTC)
(Link)
Спасибо!
From:t_shekhtman
Date:July 23rd, 2013 09:56 am (UTC)
(Link)
БорисБорисыч, на тему выступлений детей с ДПР - это очень долгий и трудный разговор, зачем и почему это было сделано, и какой в этом мой собственный гешефт...
Думаю, как только у меня в голове все немного уляжется и вербализуется - я напишу об этом отдельный пост. В целом я с тобой согласна, что чем меньше конкурса - тем лучше. Но, заметь, на этот раз наши дети ВООБЩЕ не проходили конкурс, только микрофонную практику, это был такой эксперимент. А вот ты сам - представитель того самого конкурса, на который катишь бочку. Извини, конечно ))
From:bbzhukov
Date:July 24th, 2013 02:02 am (UTC)
(Link)
на тему выступлений детей с ДПР - это очень долгий и трудный разговор, зачем и почему это было сделано
Да я даже не о детском концерте - я его и не видел, в это время шла наша мастерская. Просто кое-кто пришел на нее, а кое-кого я случайно видел и слышал во время дрессировки репетиции. Вот и всё. Поэтому и говорю мимоходом, никого ни в чем не обвиняю и ни к чему не призываю.

А вот ты сам - представитель того самого конкурса, на который катишь бочку.
Есть такое дело. Откровенно и нагло использую конкурсные процедуры в личных корыстных интересах. Но это не повод менять мнение о них или хотя бы держать это мнение при себе - "хлеб-соль ешь, а правду режь!" ((с)).

Но все-таки в детские конкурсы я ни ногой.
From:son_trava
Date:July 23rd, 2013 08:10 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, Боря!