Борис Жуков (bbzhukov) wrote,
Борис Жуков
bbzhukov

Category:

"За горизонтом слов с глубоким смыслом на фоне скрипок клавиш и гитар..."

II тур Московского конкурса авторской песни практически завершен. ЦАП и Межвуз закончили полностью, Второй канал еще будет проводить "2,5-ый тур" (но туда попадут только те, кого пригласит жюри по итогам II тура), только у "Республики песни" остался еще один концерт. На горизонте маячит финал - III тур, который должен пройти 19 апреля в лектории фирмы 1С.

Вот после него и будем подводить творческие и всякие иные итоги конкурса. А пока - обещанная перловка. Как всегда, обычным шрифтом - то, что реально прозвучало со сцены (а если с чудесами синтаксиса - значит, еще и подано в текстах, которые авторам велено было представлять в жюри), курсивом - мои комментарии.

У кого бы ни спросил я –
Нету Родины светлей!

Ты, Россия моя, Русь,
Я всегда тобой горжусь,
Перед храмом помолюсь –
Да поможет тебе бог!

Чуют кони, что мчат конокрада,
И нет ангела, чтобы помочь!

Мне б одну лошадиную силу,
Чтоб истории нимб поднимать

Закалились грехи и окрепли за тысячелетья,
И добрались до нас как окрепшее божье наследье

Для личной безопасности закон поправ,
Вершили безнаказанно самоуправ.

Вокруг солдат все тихо, но где-то выстрелы звучат

Среди сотен пустых одиноких квартир
Ты однажды узнаешь, что ты здесь один.
«Один в доме по-русски»

Ты заперт в плоскости, как в невесомости.
Преодолеешь ее или нет?
Ты заперт в плоскости своей же совести –
Лети на свет!
«Сумейте даже совесть и стыд преодолеть!» ((с) почти по Киплингу)

По жилам кровь течет – но это бесполезно,
Со временем все пройдет – но это неизбежно

Кто взлетел, тот упал заочно

Ощущал я себя лишним:
Не продал свою душу Зверю,
Потянуло к тебе, всевышний,
Хоть в тебя я не очень верю.

За горизонтом слов с глубоким смыслом
На фоне скрипок клавиш и гитар
Многоголосье в воздухе зависло
И от него в душе случается пожар
(синтаксис оригинала)

Я сегодня немного болен
От отчаянья и обид
Я остался сегодня волен
И неважный души моей вид

Попадись по пути берлога –
И уснул бы я в ней навек

Надо всем дорожить, все успеть совершить,
Уважая законы природы

По морям небесным утречком чуть свет
Лебедь белокрылый медленно плывет
И пока не ослепит огненный рассвет
Милую лебедушку ищет и зовет.

Здесь за лудами нет края
И гуляют три кита.
Север – это навсегда.
(Примечание: луда (поморск.) - каменистая отмель, обнажающаяся в отлив. Вставлено для беломорского колорита.)

Новый год, Новый год – он, как шторм неизбежный, идет

А потемневший, прокуренный вагон
Напомнил мне, что я в него влюблен

Стук колес по венам бьет,
Стих из рифмы песню вьет

В недрах бессмертной души берегу
Белую суть перед черной угрозой
Расистская-патетическая?

Как тебя не полюбить, твои линии лица?
Как тебя не разрешить, если ты уже пришла?

Как тебя мне не открыть, не изведать тебя как?
Посвящение бутылке?

[...война, прищурив один глаз,]
Другой на парня ложит сквозь прицел
Особая пикантность состоит в том, что это – перевод с французского. Интересно, как по-французски будет «ложить»?

Солнечный день к нам ворвался в окно,
Вздорный мальчишка с походкою важной.

Солнечным зайчиком прыгнув легко
За горизонт, где шумит хвойный лес,
За занавеску, играючи в прятки…
Детские слезы и радостный смех –
Вот наше счастье, вот наше счастье.
Садистская-жизнерадостная?

Будем плести из дорог кружева,
Твердо шагая по нашей планете,
Где подрастают уже наши дети
Веря наивно еще в чудеса.

Веря, что день будет длиться всегда,
Но голову сын приклонил на подушку,
Глазки закрылись, и детскую душу
В мир сладких снов ночь с собой унесла.

И взлетало ввысь с вороньем
Одиночество ты мое!

В небе звезду он увидел одну.
Чтобы тебя разглядеть – утону!

Высоко-высОко,
Далеко-далёко
День идет за ночью вслед.
А у нас тут, в приземном слое – все сумерки да сумерки…

Однажды воплотится разумных мыслей суть

Громом сотрясая небеса,
Коснись рассудков Свет

Милый взор посреди полей –
Знойной сказкой степи кажутся

Помню встречи в голубых тонах,
Время будто в пропасть кануло!
Сединой прорастет моя судьба,
Только ты в ней – молодость.
Если кто-то не догадался – этот текст считается рифмованным.

Дико лопаются нервы – от истомы, от истомы!

Вы не подали мне руки,
Когда ползком, как из засады,
Я вылезала кверху задом,
Промокшей попе вопреки!
Видимо, кавалер просто не сообразил, где у дамы рука. Его можно понять.

И будет утро – к черту утро
И присосется город-спрут
Пакет с-под молока как будто
Нас зашвырнет куда-нибудь
Орфография и синтаксис оригинала.

Я бухаю... у меня причины вески
Понемногу, понемногу, понемногу

А дождь навивает тоску и усталость,
И время стирает границы тебя
И ты становишься безграничной.

Ты поцелуй и обними меня за плечи

Жалобно вздохнет колокольчик

Но он козырнёт в серой форме,
Девушка уйдёт по платформе,
Только под откос дан фарватер,
А уже понёс эскалатор...

Как бегемот, я из болот лью в рот процеженный компот

Хирург сказал «ну, ты попал!», когда мне ганглий вырезал
Это был сравнительный анатом. Беспозвоночных.

Примагничены к ней крыльца, согласованы движенья
Для справки: это о птице-Судьбе. Образ и сам по себе сильный, если учесть русский фразеологизм «судьба-индейка», не говоря уж о комментариях к нему К. П. Пруткова.

В джунглях каменных сердец продрогла любовь

Кто-то сядет за вышивку, кто-то сядет за кражу

Чтоб из гномиков карлики никогда не росли!
(Пояснение: гномиками автор в начале песни назвал детей.)

Чьи тела, податливы и ломки, все еще похожи на живых.
Такого сочетания физических свойств препаратов не смог добиться даже приснопамятный великий пластинатор Гюнтер фон Хагенс!

Господи, ну сколько ж нам досталось!
Время, ты – навязчивый холуй!
Тяжела жизнь баловней судьбы и времени!

Встану против ветра на просторе
А у вас возник тот же образ, что и у всех членов жюри I тура?

Не хотел он, чтоб ему досталась
Служба у богатого купца.
Нервная, она с цепи сорвалась
И вцепилась в ногу беглеца.
Видимо, служба...

Серая шляпа лежала в витрине (это первая строчка песни)
Погладил нежно рукой – и шляпа стала цветной (это развязка, дальше только мораль)
Варианты на выбор:
а) пыль стер;
б) Шляпа Волшебника;
3) вот таково качество красителей, используемых нашей легкой промышленностью!
Какой вам больше нравится?


На то, как меняют цветные мечты рутинным эквивалентом

И лицом пока еще нежн
Это не опечатка.

А душа трепещет, словно птица,
Чувствуя дорогу в небеса.
Дай мне, боже, веру, чтоб сродниться
С образом твоим на небесах!

Но растаявший за день снежник незримый
Лунной ночью, как призрак, свисает с вершины

[Жук] Развернулся, на палец сел,
Щекоча перебором ножек,
И опять в небеса взлетел...
Что за слово послал ты мне, боже?

Всех нас в радостную в любовь
Одевает рубашка лета

Казалось, что такой пришелец долго не живуч

И в золотых башмачках,
В звенящих смешных колпачках
В сказочном домике гномы стоят на часах
И, видимо, трясутся от страха – иначе почему колпачки звенят?

Как будто море мчит приливы и отливы
Стремительным домкратом, ага.

Но разделить сегодня не с кем
Восторга светлую слезу
Всплакнем на брудершафт?

Только нет у нас билета поскорее оказаться в нем
В билете?

А как песенку споет он для нас с сестренкой –
Мы на пятой точке ржем вместе с селезенкой!
Для полноты картины: персонаж, который поет такие песенки, – добрый фей. То есть типа фея, но мужского пола. Долой сексизм и дискриминацию!

И радугой солнца проглянут

В ее глазах – ни тени фальши,
Лишь носик вздернутый немножко
А если заглянуть подальше,
То сквозь хрусталик видно ножки...
Извините, навеяло.



Специальный десерт, новинка сезона. В прошлые годы я неоднократно жалел, что не могу представить почтеннейшей публике перлы композиторские и исполнительские. Но в этот раз достижения некоторых исполнителей оказались настолько впечатляющими, что их удалось даже зафиксировать.

Итак, старые песни, спетые по-новому:

Юрий Визбор, «Рассказ ветерана»:
Мы это сразу разом увидали

А черные проклятые мундиры
Подходят, как в задумчивом кино
«Семнадцать мгновений весны»?

Он же, «Рассказ женщины»:
...своего прикрыла Пашку...
Пулеметным огнем?

Владимир Высоцкий, «Баллада о двух кораблях»:
Пар развели в салонах, свет зажгли
Прошу поверить, что именно так и было спето – с отчетливой паузой после «салонах».

Он же, «Так случилось – мужчины ушли...»:
Потеряла и свежесть и прелесть
Белизна неодетых рубах

Булат Окуджава, «Черешневый кларнет»:
Когда бы НИ было надежд – на черта белый свет?
Именно так и было спето – с предельным нажимом на «ни». Чтоб все слышали: исполнитель знает, что в русском языке есть такая частица.

Что нет чудесней и больных и виноватых нет
No comments.

Александр Городницкий, «Атланты»:
И станет мир лиловый

Их головỳ снарядами уродует волна
Tags: авторская песня, глобальный дурдом
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →