- А это что?
- Могила неизвестного солдата Рабиновича.
- Простите, но если он Рабинович, то что же в нем неизвестного?
- Понимаете, неизвестно, был ли он солдатом...
Сегодня он мне вспомнился при чтении такой вот новости:
Ученый совет Института океанологии - в среду 16 декабря 2015г. в 14.00 в Большом конференц-зале Института.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Информация
« Неизвестный Лысенко".
Докладчик - д.б.н., профессор Животовский Лев Анатольевич - заведующий лабораторией генетической идентификации Института общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН.
1. В поисках научно-исторической истины следует отделять зёрна от плевел. Т.Д. Лысенко внёс весомый вклад в изучение биологии развития растений. Чтобы показать это, автор перенёс спор о его профессионализме из плоскости политики на научно-историческую почву. Указаны основные достижения Т.Д. Лысенко в области агробиологии. Приведены оценки его научной деятельности, данные крупными отечественными и зарубежными биологами. Описываются ранее неизвестные труды Международного симпозиума по яровизации и фотопериодизму, который проходил в США в 1948 г., где материал об открытиях Т.Д.Лысенко вместе с его портретом вынесен на первые страницы и где его достижения обсуждаются с научных позиций.
2. На примере дискуссии агробиологов и генетиков страны, со временем преступившей рамки нормальной научной критики и перешедшей в жестокое политическое противостояние, видно, что стравливание ученых друг с другом, предоставление избранным неограниченной власти, и доступная возможность устранять любыми способами научных конкурентов - одна из причин деградации нашей науки.
3. Наука в России не будет развиваться, если вовлеченные в научную сферу люди будут по-прежнему относиться друг к другу неуважительно, будут нетерпимы к инакомыслию, глухи к аргументам тех, чья деятельность или точка зрения им не нравится, если будут по-прежнему втаптывать в грязь неудобное кому-то прошлое и настоящее.
Собственно, ничего особенно удивительного тут нет. Кампания по
О самой книге я говорить ничего не буду - именно потому, что все содержательное за эти полтора года о ней уже сказано. (Желающие получить представление о том, как восприняли эту книгу сведущие люди - причем настроенные заведомо благожелательно к ее автору - могут ознакомиться, например, вот с этой рецензией.) Хотелось бы отметить только одну особенность - настойчивые попытки представить Лысенко как "ученого", а то, что происходило в советской биологии в 1930-х - 1960-х годах - как "научную дискуссию", противостояние двух научных направлений, пусть даже и вышедшее впоследствии за академические рамки, принявшее политическую окраску и вылившееся в административные эксцессы. Это видно даже в приведенном тексте анонса (хотя шила в мешке не утаишь - в последнем абзаце вместо "ученые", "научные работники" или еще какого-нибудь общепринятого обозначения проскальзывает двусмысленное "вовлеченные в научную сферу люди"). Но такую же трактовку можно найти не только у записных отмывателей Лысенко, но порой и у трезвых и серьезных наблюдателей советской науки. Между тем она уже сама по себе есть миф: никаким научным направлением "мичуринская биология" не была никогда, ни на каком этапе своего развития. Кто не верит - пусть попробует связно изложить позитивное содержание лысенковской концепции, не упоминая о "менделизме-морганизме" и его понятиях и положениях. Не говоря уж о сказочной методологической безграмотности "агробиологов".
Конечно, на это зрелище следовало бы посмотреть своими глазами. Увы, завтра днем я буду совсем в другом месте. Так что остается лишь надеяться, что кто-то в Институте океанологии не поленится сделать запись (и что Ученый совет не будет возражать против этого). Как говорит
UPD: Ну вот и съемка всего мероприятия. Спасибо самоотверженной